О церковных и частных молитвах за Царя

Пророчество-старца-СерафимаОбразец частной молитвы в Царские праздники:

«Ты над всеми начальствуеши, Господи, начало всякаго начала, и в руку Твоею крепость и Власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличиши и укрепи вся (1Пар. 29,12). Благослови начало, и течение и венец лета Царева. Дни на дни Царевы приложиши, лета Его до дне рода и рода (Пс. 60,7). Даждь Твою крепость Царю нашему и вознеси рог Помазанника Твоего (1Цар. 2,10). Изостряй и углубляй взор мудрости Его, чтоб и сокрытое нередко, доброе и полезное открывать и изводить на свет; чтоб крадущееся злое издалека усматривать и возвращать на главы духов лукавствiя. Возставляй неоскудно в державе Его и крепкаго, и смотреливаго , и дивнаго советника, и разумнаго послушателя (Ис. 3,2.3) , ибо спасенiе есть во мнозе совете (Притч. 11,14). Возвесели Благочестивейшаго Царя благоденствiем Благовернаго Царства, и Благоверное Царство благоденствiем Благочестивейшаго Царя!» (Св. Филарет. Учение о Царской Власти. С. 37-38).

Церковная проповедь и молитвы в Царские дни .

Православная Церковь для научения своих чад их первой и главной обязанности установила нарочито торжественные дни общественных молитв за Царя, Царствующий Дом и Отечество. Эти дни общественных молитв за земного Главу земной Церкви и Главу земной державы Царствия Иисуса Христа (Царские дни) относятся к неподвижным дням Богослужения. Царскими днями называются Высокоторжественные дни восшествия на Всероссийский Престол Государя Императора, дни Коронации и священного Миропомазания, рождения и тезоименитства Их Императорских Величеств — Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств; и наконец, Торжественные дни рождений и тезоименитств прочих особ Царского Семейства.

Церковная проповедь и молитвы в Высокоторжественные дни.

Одни из Царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича; в день празднования восшествия Государя Императора на Престол и в день Коронования и священного Миропомазания Их Императорских Величеств.

Накануне всех этих дней положено всенощное бдение тем Святым, которые случатся в эти дни (точно так же, как бывает на храмовые праздники). Причем служба из Месячной Минеи, если это бывает нужно, дополняется «по уставу из Общей Минеи».

Если Высокоторжественные дни случатся в дни, в которые не полагается совершать Литургию (в среду или пяток сырной седмицы, в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста), то накануне служится всенощное бдение, а в сами дни служится Литургия. Исключение из этого правила делается только, если Высокоторжественный день случится в Страстную седмицу, тогда молитвенное служение Царю-Богопомазаннику переносится на понедельник Пасхи.

Важность Церковных молитв за Царя-батюшку иллюстрируется переносами Димитриевских родительских суббот на пятницу, когда произошли их совпадения с Высокоторжественным днем. В 1895, 1900 и 1906 годах, по случаю совпадения 21 октября Высокоторжественного дня Восшествия на Престол Государя Императора Николая Александровича с Димитриевской субботою, Святейшим Синодом было определено, чтобы положенное в эту субботу поминовение усопших отец и братии наших было перенесено на пятницу, 20 октября, день кончины в Бозе почившего Государя Императора Александра Александровича.

А. Церковные чтения в Высокоторжественные дни За Императора и за люди во время брани: 233 зач. Апостола: (Еф. 6,10-17); 51 зач. Евангелия: (Мк. 11,23-26);

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против Властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы подНебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6,10-17).

Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11,23-26).

На дни Восшествия на Престол Государя Императора и Коронования Их Императорских Величеств: Апостол: 111 зач. (Рим. 13,1-7); 90 зач. Евангелия: (Мф. 22,15-22); Всякая душа да будет покорна высшим Властям, ибо нет Власти не от Бога; существующие же Власти от Бога установлены. Посему противящийся Власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться Власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13,1-7).

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли (Мф. 22,15-22).

На дни рождений Их Императорских Величеств: Апостол: 282 зач. (1Тим. 2,1-6); 85 зач. Евангелия: (Лк. 17, 12-19).

Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за Царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство (1Тим. 2,1-6).

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 12-19). Б. Чему учит Церковь, молясь «за Императора»?

Мы видим из апостольского и евангельского чтения «за Императора и за люди…», что Помазанник пасет народ Божий, Иакова, и наследие Его — Церковь земную, Израиль (Пс. 77,71), укрепленный Господом и могуществом силы Его. Церковь Христова призывает православных Христиан: Имейте веру Божию, тогда сможете облечься во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против Властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы подНебесной. Полководцем в этой брани является только Помазанник Божий, это Царь-батюшка из дома Давида помогает воинам Христовым облечься в броню праведности, как начальник закона; это Христос Господень помогает им взять и крепко держать щит веры, как защитник Веры и Истины; это земной Бог одевает им на голову шлем спасения, как раздающий спасительную службу; это Помазанник Божий вкладывает духовным воинам меч духовный, который есть Слово Божие, утверждающее во вселенной Крест — знамя и меч Царский.

Вот как об этом говорил преосвященный Платон, митрополит Московский по совершении священного Коронования Императора Александра Павловича 15 сентября 1801 году: «Вселюбезнейший Государь! Сей Венец на главе Твоей есть слава наша, но Твой подвиг. Сей Скипетр есть наш покой, но Твое бдение. Сия Держава есть наша безопасность, но Твое попечение. Сия Порфира есть наше ограждение, но Твое ополчение. Вся сия утварь Царская есть нам утешение, но Тебе бремя. Бремя, по истине, и подвиг! Предстанет бо лицу Твоему пространнейшая в свете Империя, каковую едва ли когда видела вселенная, и будет от мудрости Твоея ожидать во всех своих членах и во всем теле совершенного согласия и благоустройства. Узриши сходящие с небес весы правосудия, со гласом от Судии неба и земли, да судиши суд правый и весы его да не уклониши ни на шуее, ни на одесное. …О, герой! и успевай, и Царствуй, и наставит Тя дивно десница Вышняго!» (Император Александр Первый. Сборник. Сост. Н. И. Суворова. М. Новатор. 1998. С. 158.)

Итак, Царь православный, ведомый Самим Богом (как Помазанник Божий) и будучи Епископом внешних дел земной Церкви Христовой, Своим Царством обеспечивает щит и ограждение, сохранение и спасение Церкви Святей . В этом и заключается симфония Царства и Священства. Православный Царь, обладая Церковным Царским чином (являясь надзирателем (напомним, так переводится слово епископ) над священством во всех вопросах, не связанных с их евхаристическими обязанностями) и будучи Великим Князем (Государем и Господином) православного Царства, всю силу и мощь Государственных учреждений и средств (к 1917 году одну шестую часть суши занимала Российская Империя) направляет на защиту и утверждение всей догматической полноты учения Церкви Христовой и Христианских нравственных ценностей. И поэтому только Христос Господень лично отвечает пред Христом Господом за подготовку Своих подданных для Царства Небесного. Остальным (патриархам и начальникам гражданских Властей, священству и мирянам) Господь дает возможность только деятельной помощи в несении Царем-батюшкой Его тяжелейшего креста Царского служения Богу, только для этого они получают соответствующие Властные полномочия, и только в ограниченной сфере их применения.

Поэтому, если кто-либо вдруг начинает думать, что он лучше Царя знает, что должен делать Помазанник Божий для богоугодного служения Богу, то знайте, что таковой в духовной брани против духов злобы подНебесной получил тяжелейшее, очень часто смертельное, духовное повреждение. У такового есть только единственный шанс на спасение, которым необходимо без промедления воспользоваться — это просить в молитве к Богу разумения своего греха против Бога и Его Помазанника, и если не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему понимание своего греха, и останется ему только в нем чистосердечно раскаяться. Но это возможно, если получивший тяжелейшее духовное повреждение простит, если что имеет на кого, дабы и Отец Небесный простил ему согрешения его против Бога. Ибо сказано для всех Христиан: и для патриарха, и для простого монаха, и для сильных мира сего, и для немудрых: Если не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Каждый православный Христианин обязан знать, что Царь дан Богом народу Его, Иакову, и наследию Его, Израилю (земной Церкви Его) (Пс. 77,71), как всеоружие Божие, дабы они могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Православный Христианин обязан понимать, что Царь — это щит веры, это броня праведности, это шлем спасения, это и меч и не только духовный. А потому богоугодно на земле жить — это добросовестно Помазаннику Его служить: возлюбить Господа Бога своего и Помазанника Его всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею крепостию своею, и всем разумением своим (Лк. 10,27). В. Чему учит Церковь, молясь в дни Восшествия на Престол?

Через апостольское и евангельское чтение в дни Восшествия на Престол и Коронования Царя Церковь, Христова учит повиноваться высшим Властям, ибо существующие Власти от Бога (или Им установлены — Власть Помазанника Божьего, или Им попущены по грехам народа Его — все остальные Власти). Даже фарисеи отмечают, что Царю не нужно заботишься об угождении кому-либо, ибо Он не смотрит ни на какое лице. У Него есть только одна забота: как наиболее точно выполнять волю Божию, занимаясь ограждением Своих подданных и наследия Божие от греха и от расхитителей, как расхитителей духовных (еретиков), так и физических. И Господь только Своему Помазаннику дает для этой цели всю полноту необходимых ресурсов: благодати разумения, ревности и сил.

Православная Церковь учит, что любой начальник, а уж тем более начальник начальников — Царь, есть Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое, ибо Он не напрасно носит меч. Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых, они Божии служители, сим самым они постоянно занятые. А православный Христианин обязан повиноваться любой Власти, славя Бога при этом, отдавая кесарю (а он может оказаться и христоборцем) кесарево. А уж тем более православный обязан усердно служить Помазаннику Божьему, хотя бы только молитвой за Него, не только из страха наказания, но и по совести.

В дни Коронования Царя Церковь Христова учит наследие Божие, что всякий (патриарх ли, мирянин ли) противящийся Власти, особенно противящийся Власти Царя-Богопомазанника, противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Особо тяжкое осуждение и наказание от Господа за такое противление Богу наследуют священнослужители Бога. Ибо они, как служители Истинного Бога, обязаны не только знать догмат Царской Власти, но и учить мирян всей догматической полноте учения Церкви, особенно этому догмату. Учить исповедовать учение Христа личным примером, как апостол Петр наставляет священство: подавая пример словесному стаду наследия Божьего (1Петр. 5,3). Сам Господь объясняет ответственность Своих рабов (Своих священнослужителей): Раб, который знал волю господина своего (доносить до наследия Бога слово и учение Божие), и не был готов (ему какие-то догматы не нравились и он не желал их знать сам и других учить не хотел этим нелюбимым им догматам), а потому не делал по воле его (по воле Самого Бога), бит будет много. Ибо от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12,47-48).

Церковь в Церковном чтении в дни Коронации учит, что православный Христианин должен отдавать всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь в соответствии с его полномочиями. При этом нельзя перепутать и дать страх тому, кому следует отдать оброк, и наоборот: нельзя кому по закону надо отдавать оброк почтения, как служителю Божьему (совершающего только священнодействия), по ошибке или по обольщению отдать честь и славу начальствующего, и тем более Помазанника Божьего. Церковь также учит, что фарисеям и еретикам уловить Помазанника Божьего в словах никогда не удавалось и никогда не удастся, ибо на Нем от зачатия почивает вся полнота Святой Троицы. Афонский духовник духовников, старец Иларион Грузин пояснял: «только Царь [от зачатия] по образу Христа-Помазанника по естеству подобен Ему и достоин называться Царем и Помазанником Божиим, потому что Он имеет в Себе [от зачатия] Помазующего Отца, Помазанного Сына и Имже помазася Духа Святаго» .

Словами же Господа Иисуса Христа, читаемыми в дни Коронации Помазанника Божьего: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу — Церковь Христова однозначно учит наследие Божие отдавать Царю-Богопомазаннику должное (кесарево), как кесарю — Главе Империи Российской (для всех граждан Империи: от простого крестьянина до патриарха Московского). И Ему же необходимо отдавать должное (Божие), как Помазаннику Истинного Бога, как земному Главе наследия Божьего, как земному Главе земной Церкви Христовой. Эта обязанность всех православных Христиан мира: от простого мирянина до вселенских патриархов. Г. Чему учит Церковь, молясь в дни Рождения Величеств?

В Церковном же чтении в дни рождения Их Императорских Величеств Церковь призывает совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за Царей, в первую очередь за Царей-Богопомазанников, и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, потому что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Образами Двери в стене, воздвигнутой грехом между Богом и человеками являются земные иконы различной степени подобия Иисуса Христа, а потому обладающие различными господскими (Царскими) полномочиями, — законные господа и начальники. А наибольшей полнотой подобия Христу Господу обладает Царь-батюшка — Христос Господень. А потому тот, кто войдет дверью добросовестного служения своим законным господам и начальникам, в первую очередь Царю-Богопомазаннику, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Иоанн. 10,9), а значит и спасение.

Православный Христианин должен понять из евангельского чтения в этот Высокоторжественный день, что вера его в Слово Божие и в Помазанника Его спасет его! А Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Не одним священнослужителям необходимо достигнуть познания истины, но всем людям. Познание истины является необходимым условием спасения! В награду же за ревность в познании истины Господь дарует веру в Бога, в жизненную необходимость само- и единодержавной руки Помазанника Божьего в земной Церкви Христовой и Государстве Российском.

Вера же православного Христианина узнается по ответам на следующие вопросы: вернулся ли он, и как блудный сын, и как исцеленный, к Богу и Его Помазаннику (Царю-отцу) и прославляет ли он своим служением и громким голосом Бога и Помазанника Его? молится ли он о здравии ныне здравствующего Помазанника Божьего?

Православный человек знает, что со времен Императора Константина Великого епископ внешних дел (Христос Господень — Царь-Избранник Божий) всегда есть среди живущих на земле. Как Помазанник Божий — Он всегда на Престоле Давидовом, хотя не всегда — на Престоле Государства и даже имя Его мы знаем не всегда (как, например, во время правления Царя-президента Бориса Годунова или как ныне).

Слово Божие, читаемое в день рождения земного Бога, к сожалению, констатирует также, что прославлять Бога и Помазанника Его своим служением Им и громким голосом будет только один из десяти. Причем этот один по своему происхождению будет иметь серьезнейшие, по мнению фарисеев из народа Божьего, недостатки: и по крови не чистокровный иудей , а самарянин, и вера его имеет языческие наслоения. И уж понятно, что этот самарянин иудейских «духовных академиев» не заканчивал, но именно ему Господь, за чистоту сердца, дарует исцеление от проказы кривоверия и скажет: встань, иди; вера твоя и чистота сердца спасла тебя.

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.