Об убийце Распутина Феликсе Юсупове

Felix_YusupoКнязь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, был одним из красивейших людей того времени, человеком, получившим блестящее европейское образование и воспитание и при этом единственным наследником несметного фамильного состояния Юсуповых. Не будет преувеличением сказать, что по богатству Юсуповы могли соперничать с самой царской фамилией — одни только доходы с их имений составляли в год примерно 10 миллионов рублей, что в то время было просто астрономической суммой. К началу XX столетия Юсуповы были крупнейшими в России землевладельцами и промышленниками. Роскоши юсуповских дворцов могли позавидовать великие князья.

К примеру, комнаты Зинаиды Николаевны, матери Феликса, были обставлены мебелью французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея по своему подбору соперничала с Эрмитажем. А драгоценности Зинаиды Николаевны включали сокровища, ранее принадлежавшие чуть ли не всем королевским дворам Европы. Зинаида Николаевна была в близких отношениях с великой княгиней Елизаветой Федоровной и ее московским двором.

Феликс был довольно странной фигурой. В младенчестве его одевали, как девочку, отпускали локоны до плеч, завязывали банты — так велико было желание княгини Зинаиды Николаевны иметь дочку вместо третьего сына. Когда Феликс подрос, ему все еще нравилось облачаться в женскую одежду, в которой его не раз видели и в Питере, и в Париже в обществе весьма сомнительных персон. Первым его сексуальным опытом, по всей видимости, была связь с мужчиной: в мир гомосексуализма его ввел старший брат Николай, и в будущем Феликс будет предпочитать гомосексуальные отношения гетеросексуальным.

О Распутине Юсупов впервые услышал в Англии, где он учился в Оксфорде. Там он весело проводил время с подобными ему молодыми титулованными джентльменами, в числе которых был и будущий португальский король Мануэль. Как-то он прочитал в английской газете, что какой-то средневековый старик так сблизился с Семьей, что его во всем слушают. Феликс, который рос в семье Николая и Аликс почти приемным сыном, возревновал и заволновался такой перемене в Семье и написал письмо Муне Головиной (невесте его покойного брата, давшей, очевидно, обет девственности). В своем письме Феликс презрительно отзывался о старце, которого никогда сам не видел. В ответ Муня написала ему: «14 февраля 1912… В каком бы веке ни появлялись люди, открывающие другую жизнь, их всегда будут преследовать и гнать, как всех, кто шел по стопам Христа. Вы слишком мало его знаете и видели, чтобы понять его личность и ту силу, которая им руководит, но я знаю его теперь 2 года и уверена, что он несет Крест Божий и страдает за истину, которая вам непонятна…» К сожалению, Юсупов, кажется, так никогда не понял и не принял эти простые слова. Досадно сознавать, что и сегодня большинство людей, даже из числа тех, кто пишет или говорит про Распутина, так же, как Юсупов, не поняли все той же простой истины.

По возвращении в Россию Феликс решается на брак, причем не простой, — брак с Ириной Романовой, племянницей императора. Когда до бабушки Ирины, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, дошли слухи о связи Феликса с великим князем Дмитрием Павловичем, родственником Ирины, свадьбу хотели отменить. Но богатства князя Юсупова слыли неисчерпаемыми (что было немаловажно для задолжавшей всему миру царской семьи), и ухаживания блестящего Феликса были столь настойчивы, что на прошлое и настоящее князя закрыли глаза. Сама Ирина хотела верить, что ради нее Феликс забудет прошлое, каким бы ужасным оно ни было.

И основания для подобного оптимизма у нее были.
Из «Мемуаров» Феликса Юсупова: «Я забыть не мог юную незнакомку, встреченную на прогулке на крымской дороге. С того дня я знал, что это судьба моя… Совсем еще девочка превратилась в ослепительно красивую барышню. От застенчивости она была сдержанна, но сдержанность добавляла ей шарму, окружая загадкой. В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. Ирина мало-помалу поборола застенчивость. Сначала она говорила только глазами, но постепенно смог я оценить ее ум и верность сужденья. Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств…»

Ирина Александровна Романова была первенцем и единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны (родной сестры Николая II), приходясь, таким образом, по матери внучкой Александру III, а по отцу — правнучкой Николаю I. Она родилась 3 июля 1895 года на Собственной Ея Императорского Величества даче «Александрия» (Петергоф), о чем извещалось Именным Высочайшим указом от того же дня. Девочка получила прекрасное образование, говорила на нескольких языках, была талантлива, великолепно рисовала. Отец собирался выдать ее за какого-нибудь иноземного принца. Но вместо этого она вышла за Юсупова.

Венчание состоялось в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. Была организована пышная свадьба, на которую поздравить молодых прибыли императорская семья и весь высший свет Петербурга. В середине дня в парадной карете к Аничкову дворцу подъехала невеста с родителями и братом, великим князем Василием Александровичем. С собственного подъезда они проследовали в Красную гостиную, где император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна благословили невесту к венцу. Жених, князь Феликс Феликсович Юсупов, прибыл на собственный подъезд дворца. Гости шествовали в церковь из желтой гостиной, через танцевальный зал и приемные комнаты.

На церемонии Ирина носила диадему из алмазов и горного хрусталя и свадебную фату, которая принадлежала когда-то Марии-Антуанетте. Именно в этой фате австрийская принцесса Мария-Антуанетта венчалась некогда с французским принцем Луи. Потом они стали королем и королевой и кончили свою жизнь на гильотине, после того, как их неумелое правление привело к Великой Французской Революции. Дивной красоты фата пережила не одну хозяйку — ее перепродавали снова и снова, пока великий князь Александр Михайлович не купил ее в подарок своей дочери. И вот теперь в толпе гостей на свадьбе Ирины Романовой и Феликса Юсупова шептались, что фата казненной королевы принесет несчастье прелестной новобрачной… И в самом деле, будто какая-то зловещая тень маячила впереди перед Ириной, царем и царицей, перед всей страной.

Впрочем, поначалу у супругов все шло вроде бы неплохо. Спустя год после свадьбы у них родилась дочь, которую назвали также Ириной. Но вскоре стало ясно, что ни от своих прежних привычек, ни от старых, порочащих его связей Феликс отходить не собирается. Но, памятуя о том, что то, что Бог соединил, человек не может разъединить, Ирина решила нести свой крест до конца.

Как и многие аристократы того времени, Феликс, к растущей тревоге своей супруги, все более пристращался к вспыхнувшей в то время в Петербурге новой моде — оккультизму. Он также являлся активным членом масонской ложи и готов был использовать свое влияние в интересах этой ложи. Вряд ли без благословения ложи князь Феликс Юсупов осмелился бы стать организатором и непосредственным исполнителем одного из самых трагичных по своим последствиям, знаковых убийств в истории. В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года вместе с Пуришкевичем, своим приятелем-любовником великим князем Дмитрием Павловичем и другими высокопоставленными особами Феликс зверски убил Григория Ефимовича Распутина. Но прежде этого Феликс сыграл в истории Распутина примерно ту же роль, что и Иуда в истории Христа.

Чтобы вкрасться в доверие к старцу, Феликс стал жаловаться Муне Головиной, горячей поклоннице Распутина, также горячо любившей и Феликса, на боли в груди, от которых его не могут излечить доктора. Муня, бывшая свидетелем многих исцелений Григория Ефимовича, с радостью предложила свести Феликса с Распутиным, чтобы тот мог помолиться о нем. Феликс прежде уже видел Распутина, но лично знаком с ним не был. И вот теперь Феликс выходил на него с одной целью — убить. По собственному признанию, он отныне «вынужден обманывать человека, который искренне ко мне расположен».

Феликс согласовывал все свои планы с великим князем Дмитрием, утверждавшим, что «уничтожение Распутина будет последней и самой действенной попыткой спасти погибающую Россию». И за этими планами, безусловно, стоит романовская семья, которая уже начинала делить еще не опустевший трон и самые близкие к нему места. В то же время самые фанатичные монархисты Думы и главный из них — будущий соучастник убийства Пуришкевич, обрушивают громы и молнии на государя и государыню, а особенно на Распутина. Когда Григорию Ефимовичу прочли очередную злобную речь Пуришкевича, он заметил: «Теперь таких ос расплодились миллионы. А надо быть сплоченными друзьями. Хоть маленький кружок, да единомышленники… В них злоба, в нас дух правды».

Феликс Юсупов решает заручиться поддержкой Пуришкевича. 20 ноября 1916 года он звонит Пуришкевичу и договаривается о встрече. В тот же день он пишет в письме своей жене Ирине, находившейся в Крыму: «Я ужасно занят разработкой плана об уничтожении Распутина… Для этого я часто вижусь с М. Головиной и с ним. Они меня очень полюбили и во всем со мной откровенны…»
Уже в эмиграции Феликс будет вспоминать о том, как лечил его Григорий Ефимович, как молился за него. Вот один показательный отрывок, раскрывающий, насколько Юсупов смог ожесточить свое сердце ради осуществления задуманного ужасного плана.

«После чаю Распутин впустил меня в кабинет — в маленькую комнатку с кожаным диваном, несколькими креслами и большим письменным столом… Старец велел мне лечь на диван, затем тихонечко провел по моей груди, шее и голове… потом опустился на колени, положив руки мне на лоб, пробормотал молитву. Его лицо было так близко к моему, что я видел лишь глаза. В таком положении он оставался некоторое время, потом резким движением поднялся… Я чувствовал входящую в меня силу, теплым потоком охватывающую все мое существо, тело онемело, я пытался говорить, но язык не слушался меня… Глаза Распутина сверкали передо мной — два фосфоресцирующих луча… Затем я почувствовал проснувшуюся во мне волю — не подчиняться гипнозу. Я понял… я не дал ему полностью подчинить мою волю».

Юсупов убедил себя в том, что Распутин — обыкновенный гипнотизер. Он не мог позволить себе — к своей собственной гибели и гибели страны, как выяснится вскоре, — допустить и мысли, что Григорий Ефимович не обманщик, а искренний Божий человек. А кому, как не князю Юсупову, надлежало понять это! Ведь он действительно очень сблизился со старцем, который искренно полюбил молодого князя и не боялся посвящать его во все свои планы.

В апреле 1915 года Григорий Ефимович продиктовал машинистке слова, которые прекрасно выражают его видение и отношение как к самому Феликсу Юсупову, так и к другим юношам знатного сословия: «Какое счастье — воспитание души аристократов. Очень есть сторона благочестивая: то нельзя и другого невозможно и все с благонамерением. Большая половина сего воспитания приводит в истуканство, отнимает простоту явления. А почему? Потому, во-первых, не велят с простым человеком разговаривать. А что такое простой человек? Потому что он не умеет заграничные фразы говорить, а говорит просто и сам с природой живет и она его кормит и его дух воспитывает в мудрость. А почему так аристократ лжет и себя обманывает: неохота — смеется, он все врет. После этого делается мучителем. Почему мучителем? Потому что не так себя вел, как Бог велел. Невидимо себя обманывал и тайно в душе врал. Вот потому и называется: чем важнее — тем глупее. Почему глупее? А потому что в простоте является премудрость.

А гордость и надменность разум теряют. Я бы рад не гордиться, да у меня дедушка был возле министра, таким то родом я рожден, что они заграницей жили. Ах, несчастный аристократ! Что они жили, и тебе так надо! Поэтому имения проживают, в потерю разума вдаются: не сам хочет, а потому что бабушка там живала. Поэтому то вой, хоть едет в моторе, а непокоя и обмана выше мотора.
Все-таки сатана умеет аристократов ловить. Да, есть из них только трудно найти, как говорится — днем с огнем, которые являют себя в простоте, не запрещают детям почаще сходить на кухню, чтобы поучиться простоте у потного лица кухарки. У этих людей по воспитанию и по познанию простоты разум — святыня. Святой разум все чувствует и эти люди — полководцы всего мира» (Апрель, 1915 г., Петроград).
У Юсупова действительно была возможность сделаться великим человеком, «полководцем всего мира». Но так тяжело было ему переступить через себя, через те стереотипы, которыми он с детства был напичкан. Они виделись теперь почти ежедневно, мужик и князь. И за все это время Юсупов, по своему собственному признанию, ни разу не заметил в Григории Ефимовиче ни неискренности, ни искания своего, ни злобы. И тем не менее, подавив все лучшее в себе, молодой князь шаг за шагом идет к страшной своей цели. Варламов пишет: «Феликс Юсупов… классический пример того, до каких степеней упадка и разложения дошла салонная русская аристократия» .

Многие удивляются и даже недоумевают — как случилось, что Распутин, который, по признанию всех, обладал невероятной проницательностью и умением «читать» людей, как открытую книгу, на этот раз «сплоховал». Одни приписывают это мнимой страсти, которой Распутин якобы воспылал к князю, другие ссылаются на их дружбу как на доказательство того, что Распутин на самом деле никогда и не обладал настоящей духовной проницательностью.

На самом деле Григорий Ефимович не мог не чувствовать коварства Феликса. Но с присущими ему любовью и терпением старец старался сделать все, что было в его силах, чтобы молодой князь, Маленький, как он его любовно называл, сам понял правду. К тому же, как явствует сразу из нескольких источников, Григорий Ефимович знал, что его дни были уже сочтены, что ему не вступить в новый 1917 год. Как Христос приблизил к Себе предателя Иуду и был добр и снисходителен к нему, так, следуя вышнему примеру, Григорий Ефимович приблизил к себе богатого юношу.

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.