Не может древо добро плоды злы творити

распВ разговоре о праведном старце Григории Ефимовиче Распутине-Новом невозможно обойти молчанием вопрос, который волнует многих, интересующихся его личностью – взаимоотношение с женским полом. Не потому, что этот вопрос действительно заслуживает внимания в плане характеристики старца Григория, а потому, что он был искусственно раздут и очень умело привязан к его имени. Это вопрос является платформой, на которой громоздятся горы обвинений в распутной жизни, даже растлении, и даже святотатстве. И тогда, и сейчас по этому вопросу есть эксперты, которые исследуют вышеозначенный предмет со скрупулезностью естествоиспытателей. С тем лишь отличием, что их специфические интересы далеки от мира растений или насекомых, но сосредоточены в сфере человеческих отношений определенного рода.

Не будем заново проходить путь, уже пройденный многими в разоблачении околонаучных изысканий сексуальных ботаников, и воспользуемся тем, что было по этому поводу сказано внимательными и добросовестными исследователями жизни Григория Нового. Имя одного из них, ученого Олега Платонова, посвятившего свои труды реабилитации русского крестьянина, к сожалению, многими сегодня намеренно замалчивается, или подвергается нареканию за допущенные «неточности», «натяжки» и т. д. Можно было бы указать на историков и писателей Александра Боханова, Фому Бэттса или православного историка и исследователя Сергея Фомина. Но, воспользуемся «независимым» мнением, например, исследователя и краеведаГеоргия Паршукова, попытавшегося самостоятельно дать объективную оценку жизни его земляка, Григория Ефимовича Распутина-Нового:

«… Все, что писалось в газетах в революцию про его разврат, – клевета. Отец не знал никаких женщин, кроме мамы, и любил одну ее», – утверждала дочь Распутина. К слову сказать, одна из приближенных почитательниц старца  Анна Вырубова, фрейлина двора императрицы, после смерти старца при медицинском осмотре оказалась непорочной. В своих воспоминаниях Анна Танеева (Вырубова ) утверждает, что зная его близко, не слышала о многочисленных связях с женщинами, хотя «его постоянно обвиняли в разврате. Странным кажется еще тот факт, что когда после революции начала действовать следственная комиссия, не оказалось ни одной женщины в Петрограде или в России, которая выступила бы с обвинениями против него; сведения черпались из записей «охранников», которые были приставлены к нему».36

В этом коротком расследовании со ссылкой на Анну Танееву (Вырубову) и дочь Григория Ефимовича Матрену сказано все по волнующему многих вопросу, более добавить нечего. Тему следовало бы закрыть. Умный да разумеет. Но все дело в том, что умных много, да дураков тоже не мало. А дурак, как любил говаривать Григорий Ефимович, спорить горазд. Вот и шумят они и поднимают клубы черной пыли вокруг имени Григория Распутина, внося возмущение и раздор в среду православных. При этом в их арсенале есть стандартный набор тщательно отобранных фактов из его биографии. Эти жареные факты, как красную тряпку перед быком выбрасывают всякий раз, когда речь заходит о добром отношении к Другу Царской Семьи. Чтобы как-то окоротить наиболее рьяных крикунов, предложим их вниманию, как средство от горячки, следующие мысли.

Как две разнородные среды, не способные смешиваться, всегда будут иметь видимую границу, разделяющую допустим воду от масла, так и сведения о Григории Ефимовиче Новом (Распутине) четко разделяются между собой по характеру утверждения на две группы. На основании первой группы свидетельств, Григорий Распутин – святой, праведной жизни человек, подвижник. Вторая же группа свидетельств приводит к выводу о том, что тот же человек – проходимец, мошенник, развратник и т.д.

Если верить противникам Григория Распутина, беззаконие совершалось в таких невероятных масштабах, что оторопь берет, по-видимому, от одного только списка соблазненных жертв, если бы таковой удалось представить на суд человеческий. Но никто из добросовестных исследователей жизни Григория Распутина не станет отрицать того, что имели место многочисленные случаи совершенно противоположного характера.

Конечно, можно пуститься в рассуждение на тему неоднозначности, запутанности и противоречивости человеческой природы, что, мол, по меткому выражению Мельникова-Печерского, «правда с ложью испокон века в одном колесе по белу свету катится». Но ведь речь идет не о простом человеке, а о том, кто был наделен сугубыми духовными дарованиями: прозорливостью (многие из очевидцев называли это ясновидением), способностью исцелять, даром утешения и молитвы, даром рассуждения. И все это плоды глубокой веры, результат подвигов Христа ради. Или, может быть, паломничество по святым местам необъятной России, с котомкой за плечами, ношение вериг и власяницы не есть подвижничество? А знание Священного Писания, толкование Евангелия? Что-то плохо это сочетается с циничным развратом, попранием целомудрия, осквернением святыни причастия. Как воскликнул однажды Григорий Распутин, а как же Бог!? Так у Бога не бывает. Одно с другим не сочетается.

«Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф., гл.7, ст.18). Возможно ли, чтобы не просто прелюбодей, а закоренелый развратник был сугубым молитвенником, и молитва его обладала чудодейственной силой? Возможно ли, чтобы благодать Божья осеняла святотатца? Возможно ли, чтобы Дух Божий действовал в оскверненном сосуде? Или кто-то дерзнет утверждать, что Григорий Распутин-Новый останавливал кровь Царевичу бесовской силой? Ответим словами Евангелия: «Нецыи же от них реша: о веельзевуле князе бесовстем изгонит бесы. Друзии же искушающее, знамения от него искаху с небесе. Он же ведый помышления их, рече им: всяко царство само в себе разделяяся запустеет: и дом на дом, падет. Аще же и сатана сам в себе разделися, како станет царство его; якоже глаголете, о веельзевуле изгоняща мя бесы. <…> Аще ли же о персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие. <…> Иже несть со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает» (Лк., гл. 11).

Что же, скажет читатель, неужели все, что сказано по поводу отношений к женщинам Григория Распутина пустые байки? Неужели он, вращаясь в обществе светских дам, окруженный соблазнами, совершенно безгрешен, чист, как Господь Иисус Христос? Не нам, грешным и немощным духовно исследовать этот вопрос. Все же попытаемся взглянуть на него с другой стороны. Возможно ли сочетание греха с праведностью? Возможно, но только в том случае, если человекведет борьбу с проявлением греха, порочной страсти.Назвать пребывание в грехе нормальным и естественным состоянием нельзя. Как может быть грех быть нормальным? Но борьба с грехом – дляхристианина обычное состояние.Не только страстная наша природа, но и враг искушает православных обоего пола. А потому трудно поверить, что есть на свете православный христианин, который не испытывал внутренних борений известного рода. Тем более в наше время, когда на этой почве мир сошел с ума. Кто может сказать, что избежал искушения, не подвергался атакам блудных помыслов?

Не мог избежать такой борьбы и Григорий Распутин. Ведь и он жил в мире, был женатым человеком, имел детей. Значит, эта сторона человеческой жизни не могла быть от него сокрыта. Конечно, следует осудит грех, если он имел место в жизни человека, но почтить проявление праведности – плод его подвижнического труда.

По поводу сказанного еще раз хочется привести слова схиигумена Иоанна: «Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать? Человецы есмы, плоть носящие да диаволом искушаемые. Не трепещи и не унывай сице; когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб, да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе не бывает».37

Вот еще его слова в письме от 10.7.1946 г., где он вновь предупреждает об опасности судить человека, тем более обладающего несомненными духовными дарованиями: «Верить слухам посторонних неверно; люди как люди, иногда из комара делают слона и видят только немощи, а келейных слез не могут знать, да и не способны проникнуть во внутреннюю жизнь уединенного инока. Степени духовного преуспеяния разные, и духовного познать может только духовный. Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех…»38

Несомненно, что Григорию Ефимовичу Распутину-Новому на своем подвижническом пути приходилось преодолевать великие искушения. Но оттого образ сибирского странника становится еще более близок и понятен современному человеку, которому так мучительно трудно придти к Богу сквозь страшные соблазны и искушения дня сегодняшнего. Современное поколение русских людей взращено на чуждых для Святой Руси идеалах. Уже стало обычным ни к чему не обязывающие связи, культ удовольствий, праздности, поклонение моде. Дальше – больше: разврат, содомия, узаконенное детоубийство во чреве, юридическое оформление блуда – привычная сторона нашей жизни. И кто в этом не обмарался, и если бы только мысленно. Начало всему этому было положено уже тогда, когда цвели пышным цветом многие из перечисленных пороков в среде образованной интеллигенции и столичной знати в конце XIX, начале XX веков.

Но вот из этого грязного, зловонного болота Господь черпает души, ведет их ко спасению, приводит в Святую Церковь и поставляет пред Собою, очищает от язв и гноя, обмывает, как грязных, вонючих бомжей, и не гнушается нами. Господь желает сделать из нас святых. И вот мы, вынутые Господом из бездны греха, дерзаем обвинять нашего брата, и в чем же? В том, от пут чего сами с трудом имеем силы освободиться. Кто без греха, пусть первым бросит камень! Кто, исследовав свою совесть, посмеет обвинить Григория Распутина в том, в чем весь мир сегодня замаран по самую макушку, как будем исследовать его грехи, когда сами недугуем тем же, когда сами с трудом только лишь пытаемся ковылять за Господом по спасительному пути? Как обвиним человека, подобного нам, но преображенного, поставленного на особое служение, наделенного от Бога многими дарованиями, каких сподоблялись только святые подвижники, наконец, ставшего Другом Царской Семьи? В отличие от нас, немощных, Григорий Ефимович шел твердо, не колеблясь узким подвижническим путем, указанным ему Господом и Его Пречистой Матерью.

Юрий РАССУЛИН

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.