Епископ Феофан (Быстров) и «бабий» донос на Распутина

расп и феофанВ начале 1910 г. епископ Феофан получает так называемую «письменную исповедь», содержание которой, по всей видимости, стало известно Государыне Императрице Александре Феодоровне со слов ее духовника. Текст этой записки или письма, получившего в истории название «исповеди», через епископа Феофана оказался в руках у М. Новоселова, который включил ее в свою псевдообличительную брошюру «Распутин и мистическое распутство». Материал брошюры Новоселов в 1912 году переслал Гучкову в виде статьи с названием «Духовный гастролер Григорий Распутин», которая тогда же и была опубликована Гучковым в его газете «Московские ведомости», № 49. Статья Новоселова в газете Гучкова вызвала бурную реакцию в Думе и в широких кругах общественности, что в свою очередь, послужило причиной нового грандиозного скандала вокруг имени Григория Распутина.

Вот такой феерический эффект из-за одного письма. Однако, есть ли основания для подобной реакции? Попробуем внимательно взглянуть на этот «неопровержимый» документ. При этом нет никакой необходимости приводить его текст полностью. При большом желании с ним можно ознакомиться в большинстве публикаций на тему о Распутине (Радзинский, Варламов, Ватала и т. д.). Скажем лишь кратко, что он представляет собой историю духовных исканий несчастной женщины, которой Григорий Распутин помог выйти из тяжелейшего нравственного кризиса. Что было потом, не трудно догадаться: психологическая обработка «жертвы», сексуальные домогательства, принуждение к сожительству: в поезде, в Покровском, в бане, ревность жены, нравственные мучения и т.д. и т.п. И все передано с доверительной интонацией, настолько же смачно, шокирующе откровенно, обескураживающе подробно, настолько же с оттенком совершенной искренности и абсолютной достоверности. Однако, если преодолеть некоторый шок, который возникает по прочтении текста, и избавиться от первого впечатления, которое просто парализует душевные силы, затем набраться мужества и еще раз по возможности трезво взглянуть на этот шедевр, то по поводу письма-исповеди сразу же появится ряд вопросов.

Вопрос первый – авторство письма. Епископ Феофан никогда и нигде не называл автора письма. Поэтому остается неизвестным, было ли оно подписано и кем. Эта неизвестность дала основание многим авторам и исследователям считать письмо анонимным. Возможно, епископ Феофан не решился назвать автора. Так или иначе, но имя автора никем и никогда указано не было, если не считать возникших по поводу письма домыслов. Открыто поставленная подпись, авторство, связанное с определенным человеком, прекратило бы всякие досужие разговоры, придало бы весомость письменному свидетельству и устранило любые недоуменные вопросы, которые с неизбежность появляются, как только письмо становится анонимным.

Все же допустим, что цель письма-исповеди была благородная и состояла именно в обличении, тогда стоило ли скрывать авторство? Человек более трезвый и осторожный вряд ли поверил анонимному письму в таком важном вопросе, но попытался бы удостовериться в истинности изложенной информации прежде, чем предпринимать решительные действия (писать письмо Государю, добиваться высочайшей аудиенции, приводить голословные обвинения, основанные на одних лишь слухах). И владыка Феофан, и Новоселов, как люди образованные, должны были прекрасно понимать, что анонимка – она и есть анонимка, как ее не крути, веса не имеет. Для обвинительного приговора такого рода свидетельство явно не достаточно. Этот пробел попыталась восполнить досужая молва. Для придания вескости анонимному «документу», «автор» этой самой молвою был найден.

Авторство «исповеди» (анонимного письма) приписывают почитательнице Григория Ефимовича – Хионии Берладской лишь на том основании, что в письме приведены некоторые подробности, в точности соответствующие трагическим обстоятельствам ее семейной жизни (измена мужа, затеянное дело о разводе, уход от мужа вместе с детьми, самоубийство мужа и глубокая депрессия на этой почве у гопожи Берладской, из которой она выбралась только благодаря старцу Григорию).

Как уже было отмечено, текст письма-исповеди практически полностью ее воспроизводит в своих «обличительных» брошюрах и статьях Новоселов. Приводя подробности исповеди на страницах своей книги, торопится усмотреть связь с Хионией Берладской и сегодня г-н Э. Радзинский. Однако, по его словам, автор «исповеди» остается анонимным, и можно лишь предположить, что «все знавшие Распутина, легко могли узнать несчастную Берладскую».85

Приведенные слова Радзинского являются фактическим признанием того, что подписи Берладской под означенным писанием нет и оригинал «исповеди» по-прежнему остается анонимным. Недоумение вызывает и тот факт, что сама Берладская нигде и никогда о своем авторстве не заявляла. И в то же время, если бы она пыталась скрыть свое имя, вряд ли бы она стала подробно описывать обстоятельства, которые всем были хорошо известны и по которым без труда можно было установить главную героиню всей истории. Странность и противоречие.

Вопрос второй. Можно ли относиться к письменному тексту, оказавшемуся в руках епископа Феофана, как к исповеди? Текст «исповеди» был анонимным, но исповедь без подписи лишена смысла – несуразица.

Если это действительно исповедь, пусть и письменная, почему духовником была раскрыта тайна исповеди в нарушение правил святых апостолов. Даже если конкретные имена не были указаны напрямую, но из подробностей всем было понятно, о ком идет речь. То, что эти подробности были выставлены на всеобщее обозрение, лежит на совести духовника, т. е. епископа Феофана. И вряд ли того желала г-жа Берладская, если ее письмо было действительно исповедью.

Но это представляется сомнительным, поскольку для обычного покаяния можно было обратиться к любому духовнику, а не к духовнику Царской Семьи. Но допустим, владыка Феофан был и ее личным духовником, т. к. имел много духовных чад среди представителей столичной интеллигенции. Тогда понятно, почему она обратилась именно к нему. Но и в этом случае снова странности, снова неясности. Если она рассчитывала на таинство исповеди, соблюдение которой автоматически обеспечивало сокрытие информации, не проще ли было напрямую обратиться к архимандриту Феофану, открыться ему при личной встрече, а не писать письмо, которое могло попасть в чужие руки, как это и произошло.

Отметим также и то, что обычной исповеди как таковой не было, не было совершено церковного таинства покаяния: не были совершены необходимые священные действия, не были прочитаны молитвы, предваряющие исповедь, не была возложена епитрахиль священника на главу кающегося грешника и не была прочитана разрешительная молитва. Не говоря уже о том, что не было даже разговора с глазу на глаз, т. е. непосредственного общения с человеком, которое позволило бы судить и о самом человеке, и о правдивости его заявления.

Все это говорит о том, что письмо было рассчитано как раз на обратное – не на внутреннее покаяние, а на внешний эффект, на то, чтобы привлечь внимание и не столько к ее собственной судьбе, сколько к неприглядному участию в ней Григория Распутина. Расчет был на последующие действия против Распутина. В таком случае становится понятным обращение именно к духовнику Царской Семьи – епископу Феофану, а не к рядовому духовнику.

Все эти несуразицы, связанные с появлением у архимандрита Феофана анонимного письма-исповеди можно объяснить только одним – тем, что «исповедь» является грубой фальшивкой. Это означает, что не было ни «исповеди», как таковой, ни «обличительного письма». Что же было? А был донос на Распутина, представленный в форме письменного заявления, рассчитанного на то, чтобы произвести эффект. А для достижения этого вовсе не требуется строгое доказательство вины старца Григория.

Юрий РАССУЛИН

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.