Царь и его епископский чин

vieГлавой Богоизбранного Народа является Государь, Помазанник Божий. Его, Наследника Престола Царя Давида, Господь Бог избрал пасти и народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля — земную Церковь, во всех вещественных, телесных областях их потребностей жизни на земле. Епископ, являясь пастырем духовным, пасет только словесное стадо Христово в своей епархии, размеры и границы которой указывает Царь, и только в пределах духовного окормления. Вот слова знаменитого канониста XII в. Вальсамона: «Слава Императора состоит в том, что Они, подобно солнцу, освещают блеском Своего православия всю вселенную. Сила и деятельность Императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как патриарх есть только духовный пастырь» .

Первым кого в новозаветной истории Господь избрал …сидеть на престоле Царства Господня над Израилем (над земной Церковью) (1Пар. 28,5) и быть носителем имени Христа Господня, был языческий римский Император — Константин Великий. Святой равноапостольный Император Константин «в Своей речи к отцам Никейского Собора епископов называет епископами в делах, касающихся внутренней жизни Церкви, а себя — епископом в делах внешней Церковной жизни» , и это так, несмотря на то, что Император принял Святое Крещение, как уже отмечалось, незадолго до Своей смерти.

Согласно 104-му правилу Карфагенского Собора: «Церковь…, благочестною утробою Христу Их (Царей) родившая и крепостью веры воспитавшая», признает, что каждый «праведный Царь имеет Святительский чин» . «За исключением только права совершать литургию и рукоположение, Император сосредоточивает в себе все прочие преимущества епископов… Как Искупитель наш, помазанный Духом Святым, есть верховный наш Первосвященник, так справедливость требует, чтобы и Помазанник Божий Император наделен был благодатью первосвященства» , — писал архиепископу Константину Кавасиле в XIII веке Болгарский архиепископ Димитрий Хоматин.

Все Епископы внутренней жизни Церкви по праву рукоположения равны между собой В Законе Божием читаем: во внутренней Церковной жизни «епископы составляют высший чин в Церкви [выше только чин Царя, но Он не совершает Таинств и Церковных служб]. Они получают высшую степень благодати [для выполнения всей полноты сакрально-евхаристических функций]. Епископы называются еще архиереями, т.е. начальниками иереев (священников) [но не мирян!]. Епископы могут совершать все Таинства и все Церковные службы. …По степени священства все епископы между собою равны, но старшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и Русской столицы Москвы, называются патриархами». (Закон Божий для семьи и школы. Репринт. Ленинградское епархиальное управление. 1990. С. 618).

Следует отметить, что в огромной Российской Империи к началу 20-го века было только три епископа с титулом митрополита — митрополит Санкт-Петербургский, митрополит Киевский и митрополит Московский. Последние митрополиты были правящими архиереями столиц древней Киевской Руси и Московского Царства, соответственно. Только митрополиты особо поминались в ектениях после Святейшего Правительствующего Синода при богослужениях в указанных епархиях. В служебниках указывалось это так: «аще под мiтрополитом — имя его». Никаких господ в богослужебных текстах дореволюционной печати обнаружить не удалось: Святейший Правительствующий Синод есть, Святейшие патриархи есть, митрополиты есть, а вот о господах, да еще и Великих Господах и Отцах, да еще всея Руси, ничего в указанных служебниках нет, как нет поминаний на ектениях и правящих архиереях с титулами архиепископов и епископов.

«Так как все епископы по праву рукоположения равны между собой, отличаясь во взаимных отношениях лишь некоторыми преимуществами чести одних перед другими, то отсюда следует, что каждый епископ в пределах своей епархии действует своей духовной Властью исключительно. Это, конечно, есть необходимое требование Церковного порядка». Обеспечение же единого Церковного порядка во всех епархиях земной Церкви, в первую очередь в Царстве Богоизбранного Народа, и возложено Богом на земного Его Помазанника. В Курсе Церковного Права, который читался в конце XIX — начале XX веков в Московском Университете отмечается следующее: «в сущности наши патриархи оставались теми же митрополитами, какие были у нас до учреждения патриаршества, и отличались от них только своим титулом Святейший и некоторыми особенными принадлежностями архиерейского облачения, а не правами Власти». И понятно почему. Патриарх московский (то есть правящий епископ города Москвы) всегда выполнял свои служебные, но не господские, обязанности при Богопомазаннике. А Помазанник Божий, будучи епископом внешних дел Церкви, Сам и Своих слуг совершал надзор над епископами, которые в свою очередь являются надзирателями над священнослужителями в своих епархиях.

А вот, что написано в пояснении к житию Святого Евстафия, патриарха Антиохийского. «Св. Дмитрий Ростовский и архиепископ Филарет Черниговский называют его [Святителя Евстафия] епископом. Наименование «епископ», в Церкви Христианской усвояется третьей высшей степени иерархии священства, совмещающей в себе всю полноту апостольского служения и значения. Епископы главных областных городов, называвшихся в Греко-Римском Государстве митрополиями, получали титул митрополитов. Первый Вселенский собор название и преимущества чести митрополитов усвоил епископам Рима, Антиохии, Александрии. При дальнейшем новом делении Греко-Римской Империи епископы столиц получили еще титул архиепископа, экзарха и патриарха. Но, каким бы титулом ни именовали епископа и как бы ни видоизменялось его гражданское положение, первоначальное Церковно-догматическое значение его, как третьей и высшей степени иерархии священства остается всегда неизменным».

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.