Духовное служение Григория Распутина

расп цветн 2Нередко бывало, что Григорию Распутину приходилось буквально метать бисер перед свиньями, т. е. говорить о Боге там, где никто уже не хотел слышать ничего сверх того, что уважаемый авторитет соизволил заключить в пределы своего гордого разума. Почему и зачем усердствовал Григорий Ефимович, выбрав такое тяжелое и неблагодарное поприще? Только потому, что именно подобного рода люди преобладали в окружении Русского Царя, только затем, чтобы превратить их в царских союзников, и тем самым, уберечь Государя от беды (мы имеем в виду многих именитых сановников, министров, многих видных политических деятелей и членов Думы, и, к сожалению, многих близких родственников). А для этого возможно было только одно – пробудить в душах этих людей веру, не декоративную, а подлинную, настоящую, живую.

Это было единственным условием сохранения самодержавного начала. Среди простых людей Григорий Распутин был, если можно так сказать, обычным старцем, в котором Господь явил силы необыкновенные, чудесные, Божественные. Но с людьми из круга государственных деятелей, сильных мира сего, аристократов ему приходилось действовать по-иному. Для них он являлся последним рубежом, последним призывом Небес, последним обращением Бога к людям: одумайтесь, встряхнитесь, обратитесь от беззаконных замыслов.

Никаких личных интересов и выгод у него не было. Не дать угаснуть остаткам веры, зажечь ее именно в сердцах тех, кто окружал Самодержавного Государя, среди сильных мира сего. Вот и вся корысть Григория Распутина, и сверх того ничего более, ни славы, ни почестей, ни обогащения. Старец Григорий Новый помогал всем, говорил о Боге, о любви к Папе и Маме, исцелял душу и тело. Не его вина, что многие не желали прозреть, серьезно отнестись к тому, о чем говорил старец Григорий. Что ж, они отвергли не Григория Распутина, они отвергли Бога, который взывал к ним через своего избранника. Голос старца Григория был голосом пророка последнего времени. Но, как и древних пророков, его не послушали, и новоявленные богоборцы расправились с ним подло и жестоко.

Относительно особенностей старческого служения Григория Ефимовича можно сказать следующее. Если для большевиков и для большинства современных людей вечно стоит вопрос: что делать, то для крестьянина Григория Ефимовича Нового (Распутина) стоял вопрос: как спастись? Как спастись человеку в современном мире. Это одна из задач, которые призван был решить своей жизнью старец Григорий. Старые схемы не подходили. Мир стоял на пороге грядущих разрушительных в духовном отношении перемен. Новый мир все более заявлял о своих правах, вторгался в жизнь деревни, кичился силой своего интеллекта и прогресса, обвиняя народ в отсталости, дикости, невежестве, темноте. Какова же была ответная реакция народа на ту пропасть, которая все более разверзалась между ним и образованной знатью, городской интеллигенцией. Реакция была разная. Большинство со временем растворилось в «цивилизованном» мире, не найдя сил противостоять. Кто активно, кто пассивно согласился принять чуждый дух и чуждый мир, манящий своей диковинной новизной, как шемаханская царица незадачливого царя из сказки о золотом петушке. Но были и те, кто противостоял, сопротивлялся, держался за старое. Русский мужик был поставлен перед выбором: верить ли господам, принимать или нет их философию, мировоззрение, как поступить в новых обстоятельствах? Один из путей уже был пройден в русской истории. Это путь староверов – путь изоляции, ухода от внешней, государственной жизни, стремление спрятаться, уклониться. Путь тупиковый, выбор ошибочный в тех конкретных исторических условиях, но психологически оправданный и понятный. Надвигается буря, ураган. Естественна реакция – спрятаться, найти убежище и укрыться в нем, задраить люки, и таким образом защититься, спастись. Исторически не удавшаяся попытка, задачи не решившая. Сохранив обычаи, староверы потеряли дух, цель оказалось не достигнутой.

Путь старца Григория Нового был иной. Это путь отважного, мужественного и твердого в своей правде и вере человека. Григорий Ефимович не уклонился от стремительно надвигавшегося урагана. Он принял вызов времени, не отвернул лица и смело пошел навстречу новому миру, где блага цивилизации пытались заслонить от людей Бога, притупить чувство Божьего вездеприсутсвия, искоренить из души страх Божий. Зачем он это делал, почему? Он вошел в этот мир, чтобы постичь его, опытно понять что это такое, в чем его правда, а в чем неправда. Он сопоставлял, взвешивал, сравнивал. Он хотел понять, есть ли Бог в том новом мире, где там Христос, и как можно спастись, там, в том мире, где будут жить его дети, его внуки, где уже сейчас живут многие те, кто также ищут спасения, но уже далеко отошли от мира деревни, от народа, лишены его благочестивых традиций. Как же они? А как же Царь? Ведь и Он там, в том мире. Но Царь – Помазанник Божий, с ним Бог. Значит, Бог есть в том мире. Надо Его и там найти, обрести, не потерять. Указать Его тем, кто уже потерялся, заблудился. Пособить людям, чтобы не погибли, не отчаялись. Чтобы в нахлынувших на Россию искушениях не свернул русский народ с пути истины, не уклонился от русской правды, не потерял Бога и не отвернулся от своего Богом данного Царя. Вот значит в чем правда Григория Распутина: в беспредельной любви к Богу и к своему Отечеству, в его горячем желании помочь русским людям, помочь Русскому Царю, помочь России.

Божий странник Григорий пришел в столичный город Санкт-Петербург с Богом. Вместе с Богом он принес тем, кто нес тяготу житейскую в пустоте духовной, «во тьме и сени смертной»,Божественное лекарство, так потребное для людей – любовь, жалость, силу утешения. Щедрая душа Григория Ефимовича спешила наполнить пустоту столичного бытия и поделиться со всеми своим сокровищем – верой, помочь обрести им Бога. При этом он был прост, и ко всем шел как ребенок, с открытой душой…Да и люди были для него открыты, и он видел слабости тех, с кем сводил его Господь. Часто за внешней личиной важности, представительности подчас скрывались души мелкие, маленькие, а то и испуганные (как Феликс Юсупов), а потому слабые и беззащитные, больные, ущербные.Причина была проста: люди не имели Бога, не знали пути общения с единственным в юдоли плача и печали Помощником и Покровителем, Спасителем и Врачом душ и телес наших.

Люди закрыли перед Ним двери своих сердец, и Он был вне, где-то далеко, непонятный и неведомый, и уже почти забытый. Григорий Ефимович Распутин, Божий посланник, попытался приоткрыть наглухо закрытые двери. Через него в сердечные двери человека стучался Сам Господь. В духовном смысле старец Григорий Распутин-Новый был великан, они – пигмеи, лилипуты. Но сила его была также и в том, что он относился к этому просто, без превозношения и надменности, но и без ложного, деланного смирения (перед людьми, конечно). Он был таким, каким он был, и не пытался скрыть своего превосходства или недостатков. Вот откуда его свободная, не скованная условностями, самобытная и независимая манера общения и поведения среди людей светского общества. Он держался со всеми ровно, без подобострастия, не взирая на лица.

Однако, люди его не поняли и ему не поверили, а потому в ответ на его любовь предложили взамен отведать столичных соблазнов. Люди мерили по себе, своими мерками. В действиях и желаниях старца Григория Распутина они не смогли ничего рассмотреть кроме низкого лукавства, мужицкой хитрости, лицемерия, т. е. того, чем были богаты сами. Признать в действиях мужика нечто большее, значило бы подписать нравственный приговор всей их пустой жизни, расписаться в своей несостоятельности и никчемности, и одновременно признать за мужиком обладание теми качествами, которых они сами были лишены. Это значило признать его нравственное превосходство, которое подчеркивало ничтожность их морального кодекса, построенного на внешних правилах светского этикета, образования. Чтобы самооправдать свою жизнь, люди поспешили убедиться, что и этот человек так же жалок, как и они, что в нем нет ничего необыкновенного, что он притворяется, и все его слова пусты и лживы. Тогда можно успокоиться: он такой же, как все, даже хуже, поскольку он – мужик, дикарь, невежда.

Но с точки зрения крестьянской психологии старца Григория дикарями были они сами, а Петербург – непроходимыми джунглями, где легко заблудиться, и где на каждом шагу подстерегали многочисленные опасности и коварство тех, кто населял эти духовные дебри, и кто жил по плотоядным, беспорядочным законам. Среди дикарей он видел и чистые души, и крестьянин горел ревностным желанием помочь им спастись.

Юрий РАССУЛИН

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.