О божественном происхождении Царской власти

Боже Царя Храни
1.1. Господь Бог Владыка над всеми народами О происхождении Царской Власти от Бога мы имеем прекрасное, основанное на Священном Писании, учение Святителя Филарета Московского . Имея в виду слова апостола Павла: нет Власти не от Бога; существующие же Власти от Бога установлены (Рим. 13,1) , он говорит: «Благоговейному и безпрестрастному изыскателю не трудно дознаться и уразуметь, каким образом Власть, по учению слова Божия, происходит от Бога.

Откуда это множество людей, соединенных религией, законом, языком, обычаями, которое называется народом? Очевидно, что множество это народилось от некого меньшего племени, а племя произошло от семейства.

Итак, в семействе … лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют Государством. Следственно, в семействе должно искать начатков и первого образа Власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе — Государстве. Именно: отец, который по естественному дару Божию имеет Власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый Властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни своей сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подВластный.

Но как Власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека; то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой Власти, а следовательно, и всякой последующей между человеками Власти, есть в Боге — Творце человека. Из Него, во-первых, по слову Божию, всяко отечество на небесех и на земле именуется (Еф. 3,15) ; потом, когда сыны сынов разродились в народ и народы, и из семейства возросло Государство, необъятное для естественной Власти отца, — Бог дал этой Власти новый, искусственный образ и новое имя в лице Царя, и таким образом — Его Премудростью Царiе Царствуют (Притч. 8,15); и далее, сколько бы ни продолжались и размножались народы, как бы ни изменялись Государства, всегда, посредством вседействующего Промысла, владеет Вышнiй Царством человеческим (Дан. 4,22).

[Православная Церковь учит: «Первым Царем на земле был Адам, ровно как дети его были первыми природно-подданными его. Затем, явилось на земле другое и третье семейство. В каждом семействе считалось членов до сотни и более: тут были и дети, и внуки, и домочадцы. Отец семейства назывался «патриархом» и был для своей семьи, как для маленького Государства, и Государем, и судьей, и военачальником в случае нападения врагов. Потом из больших семейств составились народы, из народов образовались Государства, а совместно с этим из Власти патриарха [как главы семейства] возникла Власть законодателя, судьи и, наконец, Царя. [Внимание! Не путать понятия: патриарх-Царь и патриарх-священник! У них различные служения Богу, а значит и различны Властные полномочия и сопутствующая их служению благодать Божия. Кто у священнослужителя, даже имеющего титул патриарха, видит Царские Властные полномочия, тот совершает, по бесовскому наущению, незаконное возвеличивание патриарха-священнослужителя (Царского холопа!) до патриарха-Царя; тот поврежден ересью папизма. Ни один священник не наделен Богом господскими (Царскими) полномочиями над стадом Христовым! Это Царiе Царствуют, а священники, и патриархи в том числе, обязаны пасти Божие стадо, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1Петр. 5,2-3).

К слову сказать, первым священнослужителем стал Аарон, очень дальний потомок патриарха-Царя Адама, и сразу же было указано служителю Бога (Аарону) его место возле Царя (Моисея), а не место Царя возле священнослужителя. Господь Бог сразу же установил четкое разделение между Царской и священнической Властью: ты (Моисей) будешь ему (Аарону) говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога (Исх. 4,15-16). То есть Царь, тем более Царь-Богопомазанник, дан Богом всем служителям Бога вместо Себя.

Посему … мысль наша естественно обращается к жизни общества и целого Государства. Здесь же она первее всего встречается с божественным происхождением верховной, или Царской, Власти. Что богодарованная Власть отца в каждой семье, то от Бога же Власть Царя во всенародной, или Государственной, семье. И как не отец сам сочинил себе Власть в отношении к детям и не дети дали или предоставили ему эту Власть, но Бог, но Творец всех, вместе с сотворением человека благословивший его отцовскою Властью над детьми: так и верховная, Царская Власть — Божие дарование и Божие благословение» (Нравственное богословие для мирян. СПб. 1901. (Репринт Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем в 1994.) [ниже - Нравственное богословие.] С. 372-373).]

Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего и общества человеческие не познавали своего Владыки, Бог — вместе с другими тайнами Своими — и тайну происхождения предержащей Власти даже чувственным образом представил пред очами мира в избранном для сего народе еврейском, именно: в патриархе Аврааме чудесно вновь сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и Царство; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам Царствовал над сим Царством (1Цар. 8,7); наконец, Сам воЦарил над ним Царей, продолжая и над Царями чудесные знамения Своей верховной Власти.

Посему Бог и называется Царь Царствующих и Господь господствующих, Имже Царiе Царствуют. Вышнiй владеет Царством человеческим и дает его, кому хочет. Господне есть Царство, и Он — Владыка над народами (Пс. 21,29) . В руце Господни Власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней (Сир. 10,4)

Может быть скажут, что все это было во времена феократiи, то есть, Богоуправления, а что теперь иные времена. — Никто, конечно, не станет спорить, что времена переменяются, и что нынешний год уже иной, а не тот, который прошел. Но разве какие-нибудь иные времена имеют иного Бога? Разве Бог когда-нибудь отрекся от Своего Богоправления над миром и человеческим родом, и преимущественно над теми Царствами и народами, в которых преимущественно заключено и распространено, или которым особенно соприкосновенно Его духовное Царство, то есть — истинная вера и Святая Церковь? Если думают, что Богоправление ограничено было только временами Ветхого Завета и кончилось с началом времен Христианских, как будто Христианский мир уже не нуждается в управлении Божием, то, напротив, должно сказать, что с Ветхим Заветом окончился только прежний, более частный и чувственно-образный вид богоправления и в то же время начался новый, более общий и духовно-образный. В ветхозаветном откровении Бог Отец рек воплощаемому Сыну Своему: проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (Пс. 2,8) . И по новозаветному откровению Иисус Христос есть Князь Царей земных (Откр. 1,5), Князь Царей, конечно, не по тщеславному и бездейственному имени, но по действительной Власти и по действию сей Власти».

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.