Православный Царь как ПЕРВОСВЯЩЕННИК

 Царь2Статья Василия Степанова, составленная по творениям святителей и архиереев.

 «Царь занимает высокое место в Церкви», — говорил святитель Антоний IV, Патриарх Константинопольский. Епископ, являясь пастырем духовным, пасет только словесное стадо Христово в своей епархии, размеры и границы которой указывает Царь, и только в пределах духовного окормления. Вот слова знаменитого канониста XII в. Вальсамона: «Слава Императора состоит в том, что Они, подобно солнцу, освещают блеском Своего православия всю вселенную. Сила и деятельность Императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как патриарх есть только духовный пастырь» .

Первым кого в новозаветной истории Господь избрал …сидеть на престоле Царства Господня над Израилем (над земной Церковью) и быть носителем имени Христа Господня, был языческий римский Император — Константин Великий. Святой равноапостольный Император Константин «в Своей речи к отцам Никейского Собора епископов называет епископами в делах, касающихся внутренней жизни Церкви, а себя — епископом в делах внешней Церковной жизни, и это так, несмотря на то, что Император принял Святое Крещение, как уже отмечалось, незадолго до Своей смерти.

Согласно 104-му правилу Карфагенского Собора: «Церковь…, благочестною утробою Христу Их (Царей) родившая и крепостью веры воспитавшая», признает, что каждый «ПРАВЕДНЫЙ ЦАРЬ ИМЕЕТ СВЯТИТЕЛЬСКИЙ ЧИН» . «За исключением только права совершать литургию и рукоположение, Император сосредоточивает в себе все прочие преимущества епископов… Как Искупитель наш, помазанный Духом Святым, есть верховный наш Первосвященник, так справедливость требует, чтобы и Помазанник Божий Император наделен был благодатью первосвященства» , — писал архиепископу Константину Кавасиле в XIII веке Болгарский архиепископ Димитрий Хоматин.

«Бог даровал Христианам два высших дара — священство и Царство, посредством которых земные дела управляются подобно Небесным» – говорил преп. Феодор Студит.

Однако властные полномочия Царя богоизбранного народа — Богопомазанника существенно отличаются от Властных полномочий православного Царя любого другого народа, ибо Богопомазанник возглавляет на земле как народ Божий, Иакова, так и наследие Божие, Израиля (земную Церковь) (Пс. 77,71).

По этой причине за Богопомазанника молятся все православные Христиане во всем мире, ибо молитва за Него есть самая ПЕРВАЯ и самая ГЛАВНАЯ их ОБЯЗАННОСТЬ. Богопомазанник, Царь, будучи внешним епископом земной Церкви, надзирает и за священством (Церковным устроением оберегая честь священства!), и Царствует в Своем православном Царстве (мощью Государства ограждая Своих подданных от расхищения и законами удерживая их от греха). Ибо пред Богом Он отвечает и за народ Божий, Иакова, который Он ведет в Царство Небесное, и за земную Церковь , которая предоставляет средства для этого шествия.

«Уже в деятельности первого Христианского Государя по отношению к Церкви лежат зародыши идеи, которая фактически заявляет себя во всех установлениях Его преемников и, наконец, выражается как определяющий принцип в законодательстве Юстиниана: идеи, что существенная часть Императорской Власти состоит в том, чтобы покровительствовать Церкви, предохранять Церковную жизнь от расколов, развивать ее, со внешней стороны, путем законодательства — на данном основании и приводить в гармонию с Государственным порядком.

Еще обширнее была деятельность Императоров в области Церковной дисциплины. Хотя и здесь признаны были основания; положенные в Церковной традиции, но в тех случаях, когда нужно было, дать этим основаниям дальнейшее развитие или ввести в общий закон уже определенное Церковью, Императоры находили Себя вправе действовать НЕ ТОЛЬКО БЕЗ УЧАСТИЯ ИЕРАРХИИ [СВЯЩЕНСТВА], НО И ПОБУЖДАТЬ ЕЕ К ПРИНЯТИЮ НОВЫХ УЗАКОНЕНИЙ.

При этом внутренняя, духовная сторона иерархической Власти, конечно, оставалась неприкосновенной, и даже не подвергалось сомнению право провинциальных соборов устанавливать себе новые каноны. Однако над ними стояла воля Императора, от которого зависело — утверждать или отвергать соборные определения, т.е. признавать или нет их равносильными Государственным законам и этим решать судьбу дальнейшего их значения не только для Государственного, но и для Церковного права. [Мы видим, что священство и миряне на соборах обладали и обладают только совещательным правом голоса, могут только вырабатывать соборные определения. А решающее (господское) право утверждать или отвергать эти соборные определения во все времена принадлежало только Церковному чину Царя, вселенскому Главе земной Церкви.] Далее, к правам величества [Богопомазанника] по Церковному управлению принадлежало право избирать и наименовывать высших иерархических лиц, в особенности патриархов, право возводить простые епископства в достоинство митрополий и решать споры между епископами и клиром». ( Курс Церковного Права. С. 330.).

Обращаем внимание, Богопомазанник обладает правом избирать патриархов (то есть решать!), а патриарх в лучшем случае совершает Таинство Венчание на Царство богоизбранного народа (служебная функция, а не господская!). Так что, НЕ ЦАРЬ ПОЛУЧАЕТ ВЛАСТЬ ИЗ РУК ПАТРИАРХА, КАК ДУМАЮТ ЕРЕТИКИ-ПАПИСТЫ, А ПАТРИАРХ ПОЛУЧАЕТ ТОЛЬКО ДУХОВНУЮ ВЛАСТЬ (И НЕ БОЛЕЕ ТОГО!) ИЗ РУК ЦАРЯ!

А вот слова знаменитого канониста XII в. Вальсамона: «Императоры, как и патриархи, должны почитаться учителями в силу сообщаемого Им помазания священным миром. Отсюда происходит ПРАВО БЛАГОВЕРНЫХ ИМПЕРАТОРОВ ПОУЧАТЬ ХРИСТИАНСКИЙ НАРОД И, ПОДОБНО АРХИЕРЕЯМ, КАДИТЬ В ЦЕРКВИ.» (Курс Церковного Права. Стр. 330-331).

Еще решительнее выражался в XIII в. архиепископ болгарский Дмитрий Хоматин. На вопрос одного епископа об Императорском праве перемещения епископов с кафедры на кафедру, он отвечал: «такое перемещение … весьма часто совершается по повелению Императора, если того требует общее благо. Ибо ИМПЕРАТОР, КОТОРЫЙ ЕСТЬ И НАЗЫВАЕТСЯ ВЕРХОВНЫМ БЛЮСТИТЕЛЕМ ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА, СТОИТ ВЫШЕ СОБОРНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ и сообщает им силу и действие. Он есть вождь Церковной иерархии и законодатель по отношению к жизни и поведению священников; Он имеет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и избирать на вакантные епископские кафедры. Он может возвышать епископские кафедры и епископов в достоинство митрополий и митрополитов. Словом, за исключением только права совершать литургию и рукоположение, Император СОСРЕДОТОЧИВАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРОЧИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЕПИСКОПОВ, И ПОТОМУ ЕГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИМЕЮТ СИЛУ КАНОНОВ. Помазанный Духом Святым, есть верховный наш Первосвященник, так справедливость требует, чтобы и Помазанник Божий Император наделен благодатью первосвященства».

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.