Григорий Распутин, как Божий Помазанник

coverИз книги Олега Жиганкова «Григорий Распутин. Правда и ложь»

 Понимание того, что случилось с Г. Е. Распутиным, открывает глаза и на то, что случилось со страной. Рассмотрение ситуации, сложившийся в России в начале двадцатого века вокруг личности Григория Распутина позволяет по-иному посмотреть на события Октябрьской 1917 года революции, да и на многие последующие события. Революция уже не кажется такой нежданной и негаданной. И речь идет не только о той большой подготовительной работе, которую определенные круги проводили, подготавливая переворот в России. Речь скорее о духовной ситуации в стране накануне убийства Григория Распутина и наступления революции. Ситуации, затронувшей каждый, без исключения, класс тогдашнего российского общества — от Церкви и Дворца и до барака с рабочими.

Не экономические предпосылки в первую очередь ответственны за революцию 1917 года — за нее несут ответственность моральные, духовные предпосылки. Интересно, что силы, работавшие над духовным разложенем нации, были теми же силами, что долгое время стремились дискредетировать Григория Ефимовича в глазах русского человека и убить его. Им это удалось, но последствия этого убийства оказались куда более катастрофичными, чем то себе представляли их дизайнеры. Хрупкая фигура Распутина оказалась плотиной, сдерживающей великие потоки крови — которая смешается с кровью его врагов и смоет их самих с лица русской земли.

Я верю, что Бог послал такого человека, как Григорий Распутин в Россию накануне великой катастрофы с тем, чтобы еще раз попытаться спасти людей от нее. Это — тот принцип, которым, как можно заметить, Бог всегда руководствуется в Библии. Падению каждой великой державы непременно предшествовало появление человека Божия, возвещающего о катастрофе, посланного Богом, чтобы предотвратить, если возможно, беду.

Даже в языческий город Ниневию, в город, который был врагом народа Божия, Бог послал пророка Иону, который был призван возвестить о грядущей трагедии. Как ни странно, но, согласно Библии, жители Ниневии покаялись и трагедия их миновала. Но в большинстве других случаев когда Бог посылал Своих пророков — их не слушали, но гнали, били, убивали, и даже после смерти продолжали неправедно злословить. Григорий Ефимович мог остановить кровь наследника престола царевича Алексея, которую никакие врачи не могли остановить. И это, на мой взгляд, глубоко символично — он был призван остановить великое кровопролитие в России. Если бы к его вести прислушались, как прислушались к вести пророка Ионы.

Интересно, что Иона не известен своими чудесами, или красивыми речами, или великой любовью к своим врагам — всеми теми качествами, которыми вполне обладал Григорий Ефимович. И все же языческий народ прислушался к его словам и пришел к покаянию, начиная от царя и до последнего бедняка. И это предотвратило национальную трагедию — по крайней мере отложило ее на долгие десятилетия. Но когда Бог посылал пророков к Своему избранному народу, то этот народ обычно отвергал этих людей, глумился над ними, возводил клевету и убивал. Убивал своих лучших сынов.

Традиционно, по Библии, национальное пленение, вызванное духовным падением, длится около 70 лет – средняя продолжительность жизни поколения людей. К этому времени принявшие на себя первую кровь давно уже почили, как и большинство их детей. Бог милостив и дает возможность очиститься, начать сначала. Если бы Бог за все карал, то давно камня на камне не осталось бы от человеческой цивилизации. Но можно и нужно говорить о знаковых понятиях, о духовной связки событий. Знаковым было убийство Распутина, знаковым было убийство царской семьи, знаковой была попытка строительства Вавилона Советов на месте храма Христа Спасителя, и т.д. Но такое видение мира есть только у человека верующего. Другие же этого не видят — и таких большинство. Грехи отцов, согласно заповеди, передаются до 3 и 4 поколений. России никогда не выбраться из под проклятия, пока она не очистится, в покаянии, от той крови, которую на себя взяла.

За деревьями исторических событий мало кто видит сам лес истории. Середина и конец 19 века были “золотым”и “серебряным” веками России. Это было время расцвета всех свобод (за исключением религиозной), образованности, экономики, науки – полное, казалось бы, процветание. И на этом фоне революция выглядит нелепо. Революция пришла как декларация духовной смерти Российской империи – прямо в зените ее гордости. Когда каждое сословие, начиная с духовенства и аристократов и заканчивая рабочими и интеллигенцией в большинстве своем духовно умерло, преставилось, тогда и пришла революция. Исключения были в каждой категории, но исключения лишь подтверждают правило: духовенство превратилось в чиновничий аппарат, а религия – обряд. Слово Божие не изучалось должным образом даже самими церковниками. 
Вельможи, предававшись интригам, извратили правосудие на самом высоком уровне.
 Двор жил прелюбодеяниями и сплетнями. Светское общество, свет (призванные быть светом) жили тем же развратом, чем и двор, а недостачу восполняли французскими чувственными романами с атеистической подоплекой. 
Позднее умерло духовно и воспетое Хомяковым (почти до мессианских пропорций) поместное дворянство – помещики. Эти почили мирно, во сне и тихой неге.
 Вслед за дворянством начало загнивать разночинство, бюрокрания, творческая интеллигенция. Бога убрали из общей картины и начали ставить и решать всевопросы не памятуя о Боге Живом. В результате – общий культурный климат агонии и бунтовства. Царь, считавшийся помазанником Божиим, уже не был авторитетом – его рисовали в неприличных карикатурах. Подхватил болезнь бездуховности и пролетариат, который всем и вмазал, а наипаче сам себя наказал. 

Но вот на чем хотелось бы заострить внимание– в середине 19-го века русское интеллектуальное общество вдруг начало судорожно трясти – оно пыталось разродиться смыслом жизни, особенно жизни в России, и найти спасение от тех язв, которыми страдало общество. Эта интеллектуальная волна, продолжительностью в полвека, совершенно размыла староерусское мышление и приготовило путь к беспределу и трагедии революции, к саморазрушению физическому. 
Я, может быть, говорю сейчас дерзко, но мне кажется я прекрасно вижу, в каких духовных потемках блуждали те замечательные люди, которые задавались такими вопросами, как роль России в истории, что значит быть русским, и др. Начиная от задавших тон критиков (Белинского, Чернышевскогои пр.) и заканчивая народническими Толстым и Горьким. Все они, действительно, чувствовали что-то особенное в России, в русскости. Они все прикоснулись к чему-то, и восхитились этим, и сделали выводы – но выводы, при всей красоте и вдохновенности их изложения, с низким духовным потолком  [….]
Причину этого я вижу в том, что русское общество, успокоенное однажды тем, что Церковь занимается вопросами веры и Бога, отдала им со спокойной совестью в этом всем копаться, полагая, что если в Библии и было бы что-то интересное, имеющее отношение к их жизни, их исканиям, их нуждам, то им об этом сообщили бы. И вместо того, чтобы размышлять о Боге и Его заповедях люди предались размышлениям на нужные и благородные предметы вне контекста Библии и Бога. Вот он, исток трагедии – церковь дала людям ложную успокоенность и не повела в сторону богооткровения – предоставив людям предаваться своим умствованиям. Таким образом самые способные, самые чувствительные люди эпохи оказались оставленными без духовного света. Именно такой свет и нес в общество Распутин. Он сам был как пылающий светильник. Он сам был воплощением изложенной в Библии правды Божией – не даром враги называли его Книжкой. Но его свидетельство было отвергнуто.

Не было, я думаю, в желании Господа оставлять людей без света Слова Божия. Я думаю, что Господь желал для России иной участи нежели та, что ее постигла. Он просто вынужден был дать ей то, на чем страна настаивала. Народ израильский в свое время хотел царя, вопреки воле Божией, и Господь позволил им это (читайте 1 Цар 8 глава).Теперь Россия захотела свергнуть царя, и Господь, не одобряя бунтарства, позволилим это сделать. Но не этого он желал России – не кровавой революции. 

Люди не читали пророчеств, не задумывались над Откровением, и апокалипсис постиг их в наглядном виде – в виде революции и последовавшей за ней кровопролитной гражданской войны. А “духовность”, которую прививала людям могущественная система Церкви, не прошла никакой проверки на прочность – в одночасье люди пошли громить церкви и смеяться над Богом,особенно в городах.

«России… никогда не будет благословения, если ее Государь позволит продолжаться преследованиям Божьего человека, я в этом уверена» (Из письма Государыни своему мужу, 16 июня 1915 года). У меня нет достаточно оптимизма, чтобы верить, что в ближайшее время отношение к Распутину будет в целом пересмотрено. В этом нет заинтересованности у тех, кто должен был уже давно вынести оправдательный вердикт по делу Распутина и представить его народу. Материалов для оправдательного вердикта более чем достаточно, но оправдание Распутина одновременно становится осуждением всех тех, кто в свое время прилагал все усилия, чтобы разрушить его. Это будет означать, что самые влиятельные люди Русского государства и Церкви волею или неволею работали над разрушением страны — над саморазрушением. Кто же такое захочет признать? Никто, если не примет только от Бога дары смирения и покаяния.

Наконец, в заключение хотелось бы сказать несколько слов о том, кем я сам считаю Г. И. Распутина, какую роль ему отвожу. Глубокое постижение Григория Ефимовича как личности, как человека невозможно без понимания того, какою силой он действовал. Он не был колдуном, гипнотизером, фокусником, мошенником — большим грешником, иными словами. Не был он и святым, потому что сказано в Писании, что никто не свят, как только Бог. Григорий Ефимович Распутин являлся, как явствует изо всей его жизни, Помазанником Бога. Кто такой Помазанник? Это тот, на ком почиет Божия сила и Божия благодать для выполнения определенной миссии.

Библия дает немало примеров Помазанников Божиих. Помазанником был царь Давид, известный как человек, который был по сердцу Бога. Давид был вдохновенным певцом, отважным воином, и мудрым царем. Но при этом он совершил тяжелый грех с Вирсавией и послал на смерть ее мужа. Помазанником был Самсон, который обладал невероятной силой и мог справиться одним разом со многими врагами, но не смог устоять перед женщиной.

Помазанниками были пророки, люди Божии, слышавшие Его голос. Но и они имели свои слабости и недостатки. И их, в свое время, гнали и бесчестили. В последней великой Заповеди блаженства, произнесенной Иисусом на горе, сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Евангелие от Матфея 5: 11-12).

Помазанники были простыми людьми. Но мудрость и сила, действующая в них, имела своим источником Бога. Святость жизни Помазанника Божия не подразумевает, что человек этот никогда не грешит. Библия безаппеляционно указывает на грехи Божиих людей и на тот факт, что «все согрешили и лишены славы Божией». И все же Помазанник не будет залеживаться в своем грехе, но раскаивается в нем. Так было и с Давидом, и с Самсоном, и еще со множеством героев Библии — людей, которые по праву именуются Помазанниками Божиими.

Иисус Христос тоже являлся Помазанником — греческое слово Христос и означает «Помазанник». Тем самым, однако, мы ни в коем случае не ставим знак равенства между Иисусом Христом и царем Давидом, или Григорием Распутиным или другими Помазанниками. Иисус является предвечным Сыном Божиим, Словом, в то время как Григорий и Давид — крестьянские дети. Иисус пребывал от века и пришел в этот мир, чтобы спасти его. Григорий родился в русской крестьянской семье и был избран Богом для особой миссии свидетельства о Нем накануне великих событий в России. То, как люди отнесутся к этому человеку, который был добр, мудр, прост, всем доступен, безотказен, обладал даром исцеления и даром предвидения — станет для России мерилом того отношения, что Бог явит к стране. Прими они такого человека, и страна купалась бы в благословениях. Но «дорога в очах Господа смерть праведника».

Ни один из наговоров на Распутина, коих множество, до сих пор не подтвердился. И все же не безгрешность в первую очередь определяет Помазанника, но отношение ко греху. Распутин ненавидел грех, но при этом, по заповеди, он любил грешника. Он не бежал от мира, как делали то современные ему фарисеи в монашеских одеяниях. Конечно, и среди монахов того времени было немало настоящих Божьих людей, которые и приняли Григория Ефимовича как своего Старца — хотя сам он монахом не был. В отличие от монахов он стремился не спасаться от мира, но спасать мир. Может быть, это слишком амбициозное заявление, поскольку есть только один Спаситель мира — Иисус Христос. Но в каком-то смысле оно точно передает цели и стремления каждого Помазанника Божия — спасать тот мир, до которого он мог дотянуться, спасать людей, до которых он мог достучаться. Все разговоры Григория Распутина были о Боге — Бог был центром его мира.

Жизнь Помазанника Божия непременно отражает, в своем преломлении, жизненный путь Иисуса Христа. Они, как и Он, идут по жизненным дорогом неся свой крест — бремя любви за людей и боль от того, что открывается их просветленному взору. Обладая духовным видением эти люди чувствуют ловушки сатаны и умеют увидеть, в чем путь добрый. Но при этом путь их самих почти неизменно приводит к мучиничеству. И этого конца не избежал и Григорий Ефимович Распутин — удостоившийся мученического венца, который в Царстве Божием расценивается превыше царских корон и священнических тиар и клобуков. А потому и вся жизнь его перекликается с жизнью Иисуса Христа, и многое из того, что написано об Иисусе, таким образом, становится верным и по отношению к Григорию Распутину, который в своей жизни желал одного — поступать так, как поступил бы на его месте его Спаситель и Господин его Иисус Христос.

Олег Жиганков

 

 

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.