Петр Первый, как последователь Иоанна Грозного.

Четвертого ноября 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери была образована Российская Империя.

В этот день решением Правительствующего Сената Царь Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, Петром Великим и Отцом Отечества. Это было сделано в ознаменование окончания Северной войны, которая была завершена Ништадтским мирным договором 30 августа (ст. стиля) 1721 г., согласно которому к России отошли Литва, то есть Лифляндия (с Ригой), Эстония — Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорская земля и другие территории. Провозглашение русского Царя Императором стало выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Хотя акт этот не сразу был признан европейской дипломатией (при жизни Петра Великого только Голландия и Швеция официально признали этот титул), этот день считается днем основания Российской Империи.

Вот что говорит о значении этого дня и личности Петра Великого, как продолжателя дела Иоанна Грозного, известный ученый, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, диакон Владимир Василик.

«К сожалению, сегодня российскими властями замолчан целый ряд важнейших событий. Заметьте, что не было никакой реакции на 120-летие злодейского убийства Императора Александра II. Хуже того, 65 празднования Победы в Великой Отечественной войне прошло достаточно скромно, в особенности, что касается церковной стороны – не прошло ни одной серьезной церковно-научной конференции в Великой Отечественной войне и о роли Церкви в войне. Не заметна подготовка к юбилею войны 1812 года, а также к 400-летию со дня окончания русской Смуты. Было пропущено празднование 290-летие Ништадтского мира.

Мы погружаемся в эпоху национального беспамятства, когда мы уже забываем о великих событиях нашей истории даже в их юбилеи. Все больше навязывается суетная концепция: «здесь и сейчас» — жить в покое настоящего, согласно словам из песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь». Это потребительское постмодернистское восприятие времени является причиной этой пагубы. Если мы не будем хранить историческую память, то в результате мы обречем нашу страну на крушение.

Почему не говорят сегодня о юбилее основания Российской Империи? Не только власть, но и общество боится нашего имперского прошлого, своего имперского назначения. Все говорят о своей «демократичности», о своем миролюбии, о своей «открытости глобальному миру», в то время, как на наших глазах собираются, как минимум, две огромные империи – США и Европейский союз. США не стесняются говорить о своем имперском призвании, правда, камуфлируя это лозунгами распространения демократии и соблюдения прав человека во всем мире.

Азбучной истиной является тот факт, что РОССИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИБО ИМПЕРИЕЙ, ЛИБО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВООБЩЕ. Как только Россия отказывалась от своего имперского призвания, она немедленно погружалась в хаос и смуту. Лучшее доказательство тому – февраль-октябрь 1917 года.

Итак, 22 октября (4 ноября по новому стилю) Россия была провозглашена Империй, Царь Петр I – Императором с титулом Отец Отечества. Юридически было закреплено то, что фактически существовало уже со времени Царя Иоанна Грозного. Многие российские исследователи говорят о том, что РОССИЯ КАК ИМПЕРИЯ СКЛАДЫВАЛАСЬ БЛАГОДАРЯ УСИЛИЯМ ИОАННА ГРОЗНОГО, при котором произошло включение в состав страны значительных территорий с нерусским и неправославным населением (Татария, Башкирия, Сибирь) и был сделан переход от вотчинной системе к поместной, к становлению служилого дворянства.

Однако в своем «классическом» виде Россия как Империя становится только во время правления Петра Великого, который окончательно ввел служилый принцип в ущерб родовому, сформировал Табель о рангах, восстановил регулярную армию, создал флот, организовал промышленность на новой основе, развил высшее образование, создав Санкт-Петербургский государственный университет, создал основы для правильной научной деятельности, основав Академию наук, заложил основы здравоохранения, основав систему госпиталей.

Значение деятельности Петра Великого трудно переоценить. Он прорубил окно в Европу, дав России выход на Балтику, за что безуспешно сражались русские войска при Иване Грозном и Алексее Михайловиче. Встреча России с Западом произошла под гром пушек и стук топора. Многие оценивали ее неоднозначно – в особенности славянофильские авторы, справедливо указывая на те отрицательные последствия, которые эта встреча принесла, – порчу нравов, распространение пагубных привычек, вестернизация высшего сословия и отчасти народной жизни, подчинение Церкви государству по западным образцам.

Однако в защиту Петра следует сказать, что за многое он не ответственен. Многое было связано с ползучей вестернизацией, неразумным к ней отношением во времена его преемников, а точнее преемниц, которые, в отличие от Петра, совершенно не фильтровали заимствованное с Запада и не контролировали культурную и идейную практику.

Петр I в отношениях с Западом был прагматиком. Он говорил, что Европа нам нужна лет на тридцать, а потом мы смело повернемся к ней спиной. Прежде всего, Император заимствовал у Европы технические новшества – то, что могло бы вооружить Россию и способствовать ее защите от тех же западных стран в неизбежном геополитическом противостоянии.

Что касается растлительных западных идей атеизма, народоправства, роскоши и разврата, то здесь Петр был предельно жесток. Тех поданных, кто дерзал высказывать атеистические идеи, он прелюдно охаживал дубиной, за что впоследствии они были ему весьма и весьма благодарны.

Сам Петр Алексеевич был человеком весьма верующим. Во время церковных служб пел на клиросе, читал «Апостол», горячо молился перед решающими битвами и событиями своей жизни.

Кивают на то, что он подчинил Церковь государству, образовав Священный Синод. Но подобный ход событий, к сожалению, был во многом неизбежен. Правление Никона и та Смута, которую он оставил в наследство, сильно повлияла на Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича. Духовенство частью благоприятствовало стрелецким бунтам, огромные земельные богатства, которыми распоряжалась Церковь, часто шли не по назначению – вопрос о реквизиции стал неизбежен и стал вопросом времени. Объективно говоря, для Русской Церкви Петр сделал большое дело – он заставил иерархию просвещаться и просвещать народ.

До Петра вопрос о церковной проповеди и миссии по большому счету не ставился, не говоря уже о спорах с еретиками. Характерный эпизод: Борис Годунов запретил своему духовенству спорить с католиками и протестантами о религиозных вопросах со следующей формулировкой: «Дабы не ведая того в ересь не впасть». В значительной степении это и обусловило трагедию раскола – незнание и полузнание. Петр заставил российское духовенство заниматься благотворительностью, служить своим близким.

Один из русских мыслителей отметил, что на петровские реформы Церковь ответила преподобным Серафимом Саровским. Скажу более – ответила и Оптинскими старцами, и митрополитом Филаретом Дроздовым, и Иоанном Кронштадтским. Именно с Петра начинается блестящая эпоха русского миссионерства и просвещения. ПЕТР МЫСЛИЛ РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ КАК СВЕТИЛЬНИК ПРАВОСЛАВИЯ ВО ВСЕМ МИРЕ, а себя осознавал защитником всем православных во всем мире. Например, после того, как черногорцы выступили на стороне России и тяжко от нее пострадали в 1711 году, Петр Великий посылает в Черногорию обильную и щедрую помощь.

Ради государства Петр жертвовал всем — своим здоровьем, покоем, безопасностью и жизнью. Характерно его обращение к воинам перед Полтавской битвой. Петр говорит, что жизнь ему не дорога, а дорога ему Православная вера, слава и честь России.  Характерно, что и кончина великого Государя связана с жертвой на благо народа, – он умер от болезни, простудившись в Лахте во время спасения матросов с корабля. Император Петр I – великая и до конца не оцененная личность. Характерны строки Пушкина о нем:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Конечно, нельзя обойти стороной мрачные стороны жизни Петра — постоянные мятежи и казни, гибель его собственного сына. Но в соображение надо принять то, что государство в начале его правления разваливалось, как песочный кулич. Российское государство нуждалось в реформирования, а в условиях того времени и по жестокосердию человеческому иначе, чем Петр, сделать это было нельзя. Не нам судить великого Государя. Наше дело – вспомнить его добрые дела и молитвенно помянуть.

Как писал Александр Сергеевич:
Своих Царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Надлежит вспомнить, чем была Российская Империя. В конечном счете, она на столетие сделалась заградительной стеной против антихристианских сил, и прежде всего против «миниантихриста» Наполеона, за что, кстати, Россию и возненавидели. А ведь Россия своей кровью искупила не только Западную Европу, но и южную – от турецкого рабства. Ее усилиями балканские народы получили свободу.

Россия в течение долгих лет сдерживала революцию. «Революция на пороге России. Клянусь, она не переступит», — сказал Император Николай I в 1830 году, и слово свое сдержал до конца, способствовал остановке революционного пожара 1848 года. Не наша вина, что этот пожар в конечном счете разжегся в нашей стране. Но и после 1917 года, пусть и потеряв многое, пусть в новом виде, Россия продолжала, как ни странно, выполнять свою имперскую миссию Удерживающего. Пример тому – сокрушение очередного «миниантихриста» Гитлера и наша победа в 1945 году, а затем поддержание мира в течении многих десятилетий.

БУДУЩЕЕ МИРА ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, СМОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ВОССТАНОВИТЬ СЕБЯ КАК ИМПЕРИЯ И ЯВИТСЯ ЛИ ГАРАНТОМ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ.

Рубрика размещения Цари династии Романовых. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.