Как на Руси избрали первого Царя из рода Романовых

В начале 1613 года, перед избранием Царя ЦЕРКОВЬ УСТАНОВИЛА ТРЕХДНЕВНЫЙ ПОСТ. Постился и молился весь русский народ от мала до велика. После этого в Москву съехались посланцы «всея земли» на началась работа Великиого Земского и Церковного Собора.

Кандидатами на Царский Престол были  кн. Ф. Мстиславский, кн. И. Воротынский, кн. Д. Трубецкой, И. Романов, Ф. Шереметев, кн. И. Черкасский, кн. Д. Пожарский и кн. П. Пронский.  Михаила Романова в списке не было, несмотря на его неоспоримые права престолонаследия. И все потому, что бояре хотели иметь своего Царя. Для них не имело никакого значения, кто из перечисленных кандидатов займет Престол — они даже готовы были бросить жребий. Бояре хотели, чтобы Царь был зависим от них, обеспечивших его избрание. Но то, что нужно было боярам, не нужно было народу, хотевшему иметь Законного Царя, не обязанного властью никому, кроме Господа Бога.

  Когда в очередной раз на Соборе разгорелся спор о кандидатуре, некий галицкий дворянин подал записку. В ней, со ссылкой на авторитет замученного Патриарха Гермогена, права Михаила Феодоровича на Царство обосновывались его родством с Царем Феодором Иоанновичем (отец Михаила Митрополит Филарет был двоюродным братом Царя Феодора и наследовал бы Престол сам, если бы не монашеский постриг, совершенный над ним в царствование Бориса Годунова).

  Записка вызвала гнев бояр, грозно вопрошавших, кто осмелился принести такое писание. Тогда выступил казачий атаман и также положил письменное заявление. На вопрос кн. Пожарского, о чем идет в нем речь, атаман ответил: «О природном Царе Михаиле Феодоровиче». «Повесть о Земском Соборе 1613 г.» приводит речь атамана, в которой он определенно указал на незаконность «выборов» Царя из представленных претендентов и обосновал права на Престол юного Михаила Романова.

  История не сохранила имени атамана, положившего конец попыткам «выборов», но его подвиг навсегда останется в памяти потомков. В его лице народ защитил освященные всей предшествующей историей правила наследования Царского Престола. России не нужен был ловкий претендент — она стремилась иметь Законного Природного Государя, такого, какими были его Венценосные предшественники. И Господь послал этого Государя — юного Михаила Феодоровича. Документы Собора прямо указывают в качестве причины призвания Михаила Феодоровича именно его ближайшее родство с пресекшейся Династией Рюриковичей: «…быти на Владимирском и Московском и на Новгородском Государствах я на Царствах Казанском и Астраханском и Сибирском и на всех преславных Российских Государствах, Государем Царем и Великим Князем, всея России Самодержцем, прежних великих благородных и благоверных, и Богом венчанных Российских Государей Царей от Их Царского благородного племени, блаженныя славныя памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси Сородичу Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву».

 Примечательно, что окончательное решение по вопросу престолонаследия было принято 21 февраля 1613 г., в неделю Торжества Православия. Призвание Законного Царя стало подлинным торжеством Православия на Руси. Именно так воспринимали это событие современники. Разосланная во все концы Русской Земли грамота возвещала, что «человеколюбивый Бог по смотрению Своему вложи в сердца всех людей Московского государства от мала до велика и до сущих младенцев единомышление, чтобы обрати на Владимирское, и на Московское, и на все государства Российского Царствия Государем Царем и Великим Князем всея Русии Михаила Феодоровича Романова-Юрьева».

Рубрика размещения О русском монархизме. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.